СЕМАР
НЕ КОМПЛЕКСУЙ,
ОТЛИЧНИК!
ЧТО ТАКОЕ КОМПЛЕКС ОТЛИЧНИКА И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ
Известно ли тебе, многоуважаемый читатель, что в нижегородском ССХ (сообществе студентов христиан) есть неутомимый работник Лукманова Ольга, которая по выходным, было дело, проводила для всех желающих семинары по христианской психологии? Где ещё можно встретить
такое в нашем городе?! Не всем, разумеется, удалось их посетить, однако сведения, там получаемые, полезны для всех. Поэтому наш журнал начинает серию публикаций, основанных на материале
этих семинаров. В добрый путь!
Сейчас уже известно, что такое явление (см. подзаголовок) существует, и, мало того, доставляет нам немало неприятностей. Но как ни странно, в русском языке не оказалось слова, его обозначающего. "Перфекционизм" или "комплекс отличника" - это
нововведение в нашем языке. Странные мы всё-таки люди - русские. Скажем, если у американцев возникает проблема, они её тут же как-нибудь "обзовут" и начнут решать. Мы же разводим руками,
вздыхаем, плачемся в жилетку, потом пропустим стопку-другую - глядишь и полегчает (надеюсь
конечно, не вас, братья-христиане, это касается).
Но вот всё-таки докопались мы до этого злополучного недуга. А что это? А ЭТО происходит от латинского "perfect", что означает "совершенный", с к нам слово попало через английский трудами доблестных переводчиков. Но я подумала и решила, что лучше назвать это "комплексом отличника", потому что отличники - это... ну вы сами знаете, что это за люди такие - отличники.
ОТКРОЙТЕ РОТ, СКАЖИТЕ "а-а"
Как известно, "комплекс" - это такая психологическая болезнь. А раз так, должны у неё быть какие-то симптомы. Так вот, если вы увидите, что человек
ставит перед собой и другими завышенные требования,
стремится всё держать под контролем,
изо всех сил старается удержаться на высоком уровне собственных требований, то знайте, что перед вами "отличник". Часто отличники выглядят очень собранными, зрелыми, спокойными людьми - но в душе они страдают. Нередко именно они больше всего делают для других. Отчасти из подлинной заботы и любви к людям, но отчасти и из стремления защитить своё хрупкое "Я", завоевать всеобщее одобрение, место под солнцем, как-то отогнать неуверенность в себе. Казалось бы, перед нами жертвенный человек, готовый отречься себя ради своего ближнего. И всё же внутренне он изо всех сил старается доказать себе и другим, что он - не 'ноль без палочки'. И зачастую он даже не осознаёт того, что происходит у него внутри, и удивляется, почему при такой на вид полной и жертвенной жизни для других он чувствует так мало радости и не испытывает благодарности ; не может взять в толк, почему ему приходится постоянно сражаться с депрессией, неудовлетворенностью, критическим отношением к окружающим, сарказмом и т.п.
ДОКТОР, ЭТО ОПАСНО?
"Отличник" панически боится неудач. Он постоянно твердит себе : "Я не должен допускать ошибок" (разумеется, это невозможно, будь ты хоть семи пядей во лбу! Но как объяснить это "отличнику'?) Его принцип: кто не рискует, тот не ошибается. Поэтому он часто бывает нерешителен, выдавая нерешительность за духовность ("я жду ответа от Господа" - объясняет он). Ещё он строго придерживается законов и правил в личной и церковной жизни и, мало того, требует того же от окружающих (особенно его допекают второстепенные вопросы религиозной практики). В результате внешняя, а не внутренняя сторона духовной жизни выходит на первый план: обряды, ритуалы, внешнее благочестие - отсюда до фарисейства рукой подать.
В личных взаимоотношениях "отличник" почти всегда заранее ожидает, что его отвергнут (ведь он не самый-самый). Потому на пути малейшей критики ставится мощная защита. Ему трудно поделиться своими слабостями: он думает: "Все узнают, какой я на самом деле, и никто не будет меня любить" - в результате ему не удаётся построить близких взаимоотношений с людьми, и он страдает от одиночества.
Ещё "отличник' боится выпустить эмоции из-под контроля - они скапливаются внутри и в один "прекрасный" день происходит взрыв - и наш пациент ещё долго моется чувством вины за свою несдержанность, сознавая, что подобное поведение не к лицу человеку Божьему (да и просто человеку разумному), и стыдится своих чувств.
Поскольку он ожидает многого от себя и других, а мы ведь все люди грешные, а стало быть несовершенные,
то он часто и сильно разочаровывается, раздражается, сердится на себя и других. Его требования столь велики, что выполнить их просто невозможно. Однако его самооценка и оценка других напрямую зависит от того, насколько эти требования выполняются. Следовательно, рано или поздно приходят чувства неудачи, поражения, никчемности - начинается жизнь в некоем 'самодельном аду": человек тратит массу сил и энергии на беспокойство о том, что будет, если у него получится не так, как задумано в идеале. В результате - подорванное душевное спокойствие, нездоровая соревноватльность в поведении и мыслях, ориентированность на достижения, успех, раздражение по отношению к себе и другим, депрессия, ощущение собственной неполноценности, сильнейшие чувства - страх и беспокойство, особенно очевидно проявляющиеся в среде 'лучших", "асов' в своем деле.
Вы спросите, откуда я всё это знаю? Да, просто я сама на протяжении многих лет была превосходным образчиком этого комплекса, и всё это знакомо мне по опыту собственной жизни. Постоянное самосовершенствование, всегда одни "пятёрки", но и этого мало: требований всё больше, больше и больше... Вот несколько примеров того, к чему приводит подобное поведение.
БРЕМЯ ИДЕАЛЬНОГО ПЕЛЬМЕНЯ
Как долго я страдала от него! Никто, по моему, не делал таких красивых пельменей, как моя мама, и мне всегда хотелось научиться делать пельмени не хуже. Но как бы я ни старалась, всегда находился какой-то изъян. Вообще, отличник делит всё на чёрное" и "белое", считая, что он всё должен делать в совершенстве, иначе лучше вообще ничего не делать. Там, где невозможно разделить мир на "чёрное" и "белое", перед ним встаёт трудная задача. "О нет, - думала я, - нельзя подавать такие пельмени к столу - ведь они несовершенны." Один человек помог мне, заметив: "Если ты считаешь, что пищу, которую ты приготовила, нельзя есть - не подавай её вообще. Если это не так, перестань беспокоиться. "
Вот ещё одна история. Недавно я записала кассету для студентов-христиан Украины и Белоруссии. Но поскольку некоторые "крутые" музыканты не преминули найти там ряд погрешностей, я наотрез отказалась тиражировать её в Нижнем. И так бы я и не увидела света, если бы не курсы одной международной организации "L'Abri", возглавляемой Доктором Шейфером. Только там я начала сознавать, какой "отличницей* я была "по жизни", и в моём отношении к себе произошла крутая перемена. Вернувшись с курсов, я тотчас же отдала друзьям свою кассету: "Делайте с ней, что хотите" (несмотря даже на все её слабые стороны).
ОЙ, И КАК ЭТО Я ДОШЁЛ ДО ЖИЗНИ ТАКОЙ?!
Как и везде, можно выделить несколько причин, по которым человек ведёт себя подобным образом.
Внешне, в формировании такого типа как "отличник" играют роль два фактора - генетический и психологический. Генетический фактор - это естественные склонности плюс культура и воспитание в той или иной стране (например, Япония - нация потомственных "отличников"). Психологические причины могут быть следующими:
- чрезмерный родительский контроль в течение первых двух пет жизни;
- неуверенность и нестабильность жизни в семье, недостаток внимания и любви;
- реакция на сложную обстановку в семье: вырастая, ребёнок всячески старается избежать ошибок родителей;
- родители - "отличники" в качестве модели поведения: нетерпимость к промахам, нехватка подлинного тепла, условная любовь (я буду тебя любить, если...), поощрения в качестве проявлений любви, неодобрение в виде её сдерживания и т.п.
При этом родитель-отличник мыслит следующим образом: "Если мой ребёнок чего-то не умеет, стало быть, я - плохой родитель. В результате он ещё больше "нажимает" на ребёнка, так как чувство значимости его привязано к успехам ребёнка. Ребёнок же изо всех сил стремится избежать неодобрения, то есть избежать неудачи, ошибки. Нередко в трудные минуты, когда ребёнок обращается к родителям за помощью и поддержкой, они раздражённо упрекают его в "тупости и он захлёбывается в стыде и самоуничижении и клянётся себе, что сделает всё возможное, чтобы избежать подобного в будущем. Вырастая, такой маленький человек несёт с собой по жизни эти неверные перфекционистские стереотипы и ожидает именно такого отношения к себе со стороны людей, на работе и дома, с трудом верит в любовь, в прощение, а то, что можно ошибаться и, самое главное, в то, что Бог любит его безо всяких условий.
Если же копнуть глубже, раскрыть мотивы и желания человека, то мы уводим, что "отличником" движет любовь и ненависть - ненависть к собственной жизни ограниченного существа в нестабильном мире, к ограниченности своего разума и любовь к видимости контроля и возможности сделать жизнь предсказуемой (похоть по всемогуществу). Первый шаг в ад - желание быть своим собственным хозяином, самому добиться расположения других, самому сделаться достойным любви. Кстати, все мировые религии, кроме христианства, предлагают именно это: своими собственными усилиями заслужить своё спасение.
Основной грех, стоящий за всем этим, - ГОРДЫНЯ. Человек просто не позволяет Богу всецело управлять его жизнью, оставляя за собой право на решение отдельных проблем самостоятельно.
И ТЕБЯ ВЫЛЕЧАТ...
...И МЕНЯ ВЫЛЕЧАТ.
Не было бы, наверно, смысла так распространяться насчёт этого заболевания, если бы оно было неизлечимо. Отнюдь, исцелиться от него можно, и даже нужно, хотя методы традиционной, нетрадиционной и прочей медицины здесь едва ли подойдут. Только Божья любовь и Божья мудрость дадут НЕИЗМЕННО превосходный результат.
Библия призывает нас исследовать себя, и вот несколько шагов, пройдя которые, вы сможете разобраться в мотивах своих поступков и начать
избавляться от недуга перфекционизма:
1) Попытайтесь понять корни и логику мышления "отличника";
2) Выясните для себя суть Евангелия благодати;
3) Взвесьте результаты своих попыток достичь совершенства и усилия, на это потраченные, и убедитесь, насколько они тщетны;
4) Подумайте, насколько вообще возможно оценивать всё по принципу "чёрное-белое";
5) Проверьте, насколько в вашей жизни оправдывает себя утверждение, что если поставить перед собой самые высокие требования, то и результаты окажутся на высоте. (В действительности "отличники" зачастую вообще ничего не добиваются, потому что с самого начала боятся, что у них ничего не выйдет "как надо");
6) Проверьте свои подсознательные убеждения, но каком основании вас принимает Бог. Не пытаетесь ли вы "заработать" Его любовь?
А теперь, если вы осознали, что больны, принимайте лекарство: покаяние, вера, благодать. Вера в Божью любовь и благодать безо всяких условий. И научитесь относиться к себе, как Бог относится ко всем нам, грешникам, которых он УЖЕ принял и полюбил во Христе. И да пребудет с вами милость Его!
Ольга Лукманова