квизиция
люби себя,
плюй на всех, или...
Возвращаясь
далеко заполночь домой, я
ощутил однажды неприятное
чувство, смесь тревоги с
паническим страхом. Любитель
копаться в своих чувствах, я
попытался выяснить причину
странного ощущения. Конечно,
поздний час, безлюдность и
дикость мест, которыми я
проходил, могли бы, пожалуй,
вызвать панику у прохожего,
окажись он здесь впервые. Но
дело в том, что для меня это был
уже привычный,
хоженый-перехоженый маршрут.
Что-то другое беспокоило и
преследовало меня. В молитве я
попросил у Господа объяснения
моих переживаний. И тогда,
каким-то внутренним зрением, я
увидел ... зверя. Он был
омерзителен на вид, зубаст,
клыкаст и непригляден.
Антихрист? Сам дьявол?! „Нет же,
- ответил тогда Господь, - этот
зверь - в тебе, это твоя
греховная плоть, твои тайные
помыслы и мотивы. Таков ты
изнутри, если взглянуть правде
в глаза. И этот зверь готов
растерзать тебя в любой момент,
дай только волю, если бы не Моя
защита.“ ...Так начались мои
скитания по темному лабиринту
человеческой психики. Звери и айсберги Известный американский психолог и психиатр (между прочим и прежде всего христианин) Джон Уайт сравнивает разум человека с айсбергом: только одна десятая его лежит на поверхности и поддается рациональному анализу. „Верхушку“ этого айсберга принято называть сознанием. Но это еще далеко не все, из чего состоит „homo sapiens“ : девять десятых, скрытых за непроницаемой толщей воды - это та часть разума, доступ к которой закрыт и которая показывается не поверхность лишь в искаженном виде (сны, фантазии, страхи и прочие разумно не объяснимые явления). „Подводную“ часть человека-айсберга назвали подсознанием. На этом, собственно, отец психоанализа Зигмунд Фрейд строил свои теории и до какого-то момента был безусловно прав. Подтверждение тому мы можем почерпнуть из непогрешимого источника, священного Писания. Так, пророк Иеремия пишет о человеческой сущности следующее: „Лукаво сердце человеческое и крайне испорчено; кто узнает его?“ (Иер. 17, 9), а Соломон, автор книги Притчей, замечает: „Помыслы в сердце человека - глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их“ (Пр. 20, 4). Итак, сердце наше лукаво и испорчено. Вопрос: чем и когда? Откуда берутся айсберги? Слава Богу, географию все мы в школе учили и знаем что айсберг - это огромная глыба льда, которая откололась от континента и пустилась в одиночное плавание по бескрайним просторам океана. Удивительно, но примерно то же самое случилось и с человеком. Ведь он был задуман (Богом, разумеется) как существо, стоящее на твердой почте чистого т искреннего общения со своим Создателем - вот континент, на котором должно было расти и процветать человечеству. Но произошло ужасное: человек восстал против Бога и сознательно решил отделиться от Него - произошел великий Раскол (иначе Грехопадение), после которого человек, подобно айсбергу, погрузился в бездонный океан страхов и сомнений, одиночества и боли, непонимания и преступлений, отделенный от Бога, от людей, да и, в конце концов, от себя самого - ведь „под водой“ оказались девять десятых его великого разума: они просто ушли в подсознание, которого, очевидно, не существовало до грехопадения. С тех пор человек отчаянно ищет единения с Богом и с самим собой, часто даже не подозревая об этом. Всевозможные религии, философии, наука - вот походный арсенал, с которым он штурмует врата царства мира и справедливости, но, увы, безрезультатно: „Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было...“ (Еккл. 3,15) Похоже, все мы находимся в безнадежном положении, скитаясь по морям и океанам вдали от родных берегов. „Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем: но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.“ И далее совсем уж мрачно: „Бедный я человек“ Кто избавит меня от сего тела смерти?... Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.“ (Рим. 7:22-25) Война миров в масштабе личности Ни для какого верующего не секрет, что в нашем разуме постоянно ведется война между силами света и силами тьмы - иными словами, как написано в Библии „плоть и дух друг другу противятся.2 (Гал. 5,17): Дух Божий, живущий в христианине, постоянно борется с естественным, природным „Я“ человека, его плотью. Многие думают, что „плоть“ - это ничто иное как наша физическая оболочка, но если вникнуть в суть значения употребляемого апостолами слова „плоть“, станет ясно, что его смысл выходит за рамки подобного поверхностного представления. По сути плоть - это падшая природа человека во всей своей совокупности, его невозрожденный образ мышления, его подсознательные страхи, желания, комплексы (конечно, апостол Павел едва ли знал такие слова, как „комплекс“) - короче, все, что находится во тьме и прячется от света Божьей истины. А если еще короче, то сущность плоти заключается в одном слове - „ЭГОИЗМ“: подобно капризному ребенку, „Я“ требует для себя заботы, внимания, комфорта, в конце концов. И не мечтайте, что это капризное „Я“ добровольно покорится воле Бога или кого бы то ни было: скорее оно умрет, нежели уступит. Допустим, Бог призывает нас пойти в церковь, молиться, изучать Писание или служить людям (и все это, откровенно говоря, - благо для нас.) Однако плоть об этом совершенно иного мнения: она, напротив. Потянет нас подольше поваляться в постели, бездумно провести весь вечер у телевизора, уткнуться носом в желтую прессу или дешевое пошлое чтив - словом, набить наш разум всевозможным мусором и отвлечь его от главного, от Христа. Все дело - в разнице вкусов и аппетитов плоти и духа: тогда как дух, в библейском его понимании, стремится к здоровой пище, к духовному хлебу и воде, даваемыми Господом, плоть, подобно свинье, готова хватать всевозможные отбросы (и в первом, и во втором случае речь идет, естественно, о духовной пище разного качества). Заметьте, еще один штрих к портрету моего „зверя“! Парадоксально, но именно она, плоть, больше всего мешает полноценной счастливой жизни человеческой личности. Ведь дела плоти известны (можете освежить их в памяти, заглянув к Галатам 5: 19-21): блуд, ненависть, зависть, ссоры и тому подобное - какой нормальный человек пожелает для себя подобного?!. Война и мир У многих ищущих мира в душе, единения с самим собой, возникает желание примирить две противоборствующие стороны, то есть пойти на компромисс и достичь кажущейся гармонии. Однако, как ни прискорбно, подобный мир невозможен в принципе, „потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут“. (Рим. 8:7) Как я уже заметил ранее, плоть скорее умрет, нежели уступит. Так что остается только один выход: война до победного конца, „ибо, если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.“ Пастор нижегородской церкви „Голгофа“, Уэйд Фрешауер, прошагав во Христе шестнадцатилетний отрезок жизни, сделал такое признание „В последние два года я все больше и больше осознаю, какой я все-таки эгоист. И чем больше я познаю Господа, тем больше убеждаюсь в своей испорченности.“ Таким образом, наша натура постепенно обнажается от действия Духа Божьего. Да, я согласен: часто становится тошно, когда Бог рискует показать нас нам же самим такими, какие мы есть на самом деле, то есть того зверя, который дремлет (или не дремлет, а еще свирепствует) за стальной решеткой нашего сознания, нашего духа - греховную природу, причиняющую столько боли и страдания нам самим и окружающим нас людям. Порой от осознания своей испорченности просто отпадает охота жить - и хочется, как писал небезызвестный апостол, „Скорее совлечься“, то есть избавиться от бремени плоти и воссоединиться наконец-то с Господом. Но неспроста предпочитает Бог показать нам этого зверя: реакцией на это должна стать скорбь, ведущая к покаянию, к очищению. Покаяние, то есть обновление ума - это кнут, загоняющий разъяренного зверя на место, в клетку. Ну а раз и навсегда загнав его в клетку, не мешало бы назначить соответствующую диету, дабы от недостаточного питания он обессилел и впал в спячку. Вот так примерно я представляю реализацию на практике призыва „умерщвлять нашу плоть...“. Люби, как самого себя Но вот наш вопрос, к которому и относится столь долгая прелюдия: как же нам, христианам, относиться к себе. С одной стороны, увидав свою природу во всех ее черных красках, возникает желание возненавидеть себя. С другой - сам Иисус призывал возлюбить ближнего, как самого себя, но никогда Он не требовал от людей себя ненавидеть. И не является ли тогда любовь к себе чем-то отличным от пресловутого себялюбия, от эгоизма? Как мне кажется, человек питает к себе любовь двух видов. Любовь первого вида - это, так сказать. „инстинктивная“ любовь: она заложена в нас с рождения и зиждется на природном эгоизме, инстинкте самосохранения и стремлении к самоутверждению. Что это такое, подробно расскажет гуманистическая психология. Не то чтобы эта любовь плоха сама по себе, скорее она даже дар Божий для всех, верующих и неверующих, добрых и злых: через нее все могут узнать, хотя бы приблизительно, что же значит любить. Некоторые, правда, могут утверждать, что вовсе, дескать, они себя не любят, а скорее наоборот, ненавидят. Но если разобраться, то ненавидят-то они не себя, а скорее те внешние обстоятельства, которые препятствуют им ощутить эту любовь: вина за содеянные грехи, недовольство своими внешними или внутренними чертами, условиями жизни и т.п. Даже пьяный бомж на вокзале - и тот в глубине души не утратил инстинкта любви к себе, хоть по нему этого и не скажешь: просто плотские желания, покорив себе его дух, ввергли его в состояние, при котором любовь к себе не может нормально проявляться. И если на протяжении всей жизни довольствоваться только такой любовью, то результат окажется весьма плачевным: эту любовь к себе я бы уподобил одежде младенца, которая только младенцу и впору; взрослея, мы должны обновлять свой гардероб. (Ну право, попробуйте пройтись по улице в одних подгузниках - это в зрелом-то возрасте!) Но есть еще и любовь к себе другого свойства, прямо противоположная природному эгоизму. Она даруется нам при рождении свыше и основана на истинном понимании того. Кто такой человек какова его истинная ценность. Такая любовь никогда не приведет к надменности или разочарованию, ведь она трезво оценивает красоту и уродство падшего человека и не зависит от внешних обстоятельств. Она доступна только тем, кто всем сердцем верит в Мессию, в то, что Он ради нашего спасения умер на кресте, заплатив за нас своей бесценной кровью. Познавший свою ценность в глазах Божьих уже не нуждается в том, чтобы непрестанно доказывать себе и другим, что он не верблюд, он не станет искать самоутверждения в славе, богатстве или власти, не возгордится от успехов (ведь это Бог дает ему успех в делах) и не упадет духом от неудач (ведь любящим Бога все способствует ко благу). Помня, подобно Давиду, что ВСЕ мы, КАЖДЫЙ из нас - удивительные и неповторимые создания Божьи, что мы „дивно устроены“ (Пс. 138:14) - как духовно, так и телесно, мы перестанем беспочвенно роптать на Бога или на себя за свое, неизбежное в этом падшем мире физическое и духовное несовершенство. Все, что нам останется - это всецело положиться на Господа в деле нашего искупления и освящения, ведь мы поняли, прочувствовали, что сами, по своей плоти не способны ни на что доброе (Рим. 2:18) - и только всеобъемлющая благодать Его может удержать нас на верном пути. О благодать! Мне боле нет нужды Доказывать, что я имею цену, Из кожи лезть, чтоб зыбкие бразды Проавления схватить самозабвенно. Зачем ? Когда твой рост в глазах других Не самоцель, а самоуниженье, Я ради похвалы и одобренья Не сдобрю пряной приторью свой стих. Уж лучше, и, чего таить греха, Приятнее и более по сердцу Щепотка свежемолотого перца На масляной поверхности стиха. Ты однодневка-бабочка, успех: Блеснёшь на миг - и нет тебя на троне. Ты слишком мал, чтобы насытить всех И слишком хрупок для моих ладоней. Порхай для тех, кто незнаком пока С иронией судьбы: под солнцем знойным Никто не может стать Любви достойным - Любовь дарует щедрая рука. Кто выдумал, что можно хоть на час Купить, что получают лишь бесплатно?! Любовь? Она бесценна,как алмаз : Вкусив её, не повернёшь обратно. А вам, что до сих пор собой горды, Я предлагаю выбраться из плена Величия. - Мне боле нет нужды Доказывать, что я имею цену. Слава Богу в вышних, на земле мир, в человеках благоволение... Так примерно высказались ангелы при рождении младенца Иисуса. Итак, Христос принес на землю мир: прежде всего с Богом, примирив нас с Ним своей жертвой: теперь мы снова можем пристать к непоколебимому материку Его любви. Затем - мир с самим собой, по которому так тоскует исстрадавшееся за тысячи лет человечество: нет, мы не избавимся сразу от злых мотивов и помыслов грешной плоти, от подсознательных страхов и похотей, но сам Бог обещает работать в нас и заботиться о нас (ср. Фил. 1:6) настолько, насколько мы доверим Ему глубины нашего разума. Только Дух Святой может справиться с тем, что сокрыто в человеке даже от него самого и избавить, выведя все это на поверхность, от многих страданий. Доверяя Богу свое „лечение“, мы можем наконец-то смириться с мыслью о своем несовершенстве, простить себя, и следовать велению Духа, больше не заботясь о том, как мы выглядим в глазах людей, ну а потом будет достигнут мир с окружающими, но это уже тема другого номера. Ю. Зверобой |