ОМАРКА


разоблачение зла

В человеческой природе есть аспект, которого мы стараемся не замечать - хроническая склонность ко злу. Ничто так хорошо не олицетворяет эту склонность, как бойня, свидетелем которой я стал в Боснии. Нет, пожалуй, ни одного журналиста, который бы, приветствуя падение Железного занавеса, предвидели боснийскую трагедию как один из его результатов.

Тем не менее зло не где-то за океаном. Кто может объяснить преступление Сюзан Смит, безжалостно утопившей двух своих маленьких детей? Кто может объяснить зверский каннибализм Джеффри Дамера? Или хладнокровное убийство родителей Лайлом и Эриком Менендес? Или вспоротое с целью похищения младенца чрево женщины в Иллинойсе?

Похоже, ни один общественный институт не способен сдержать скатывание общества ко все более вопиющему злу. И ни один из ответов основанных на предпосылках секулярной психологии, не может даже объяснить болезни.

 

Факт зла

 

В 1995 г. журналист Рон Розенбаум опросил несколько ученых, политиков деятелей СМИ на предмет природы зла. Одно из наиболее правдивых мнений высказал ведущий ток-шоу Мори Пович.

До недавнего времени, - заметил он, - большинство людей объясняли жестокие преступления психологическими факторами. Все изменилось после дела Менендес, когда молодой человек, разрядив ружье в своих родителей и слыша умоляющие о пощаде крики матери, спокойно вышел, чтобы перезарядить ружье и добить ее. Ни одна психологическая теория не может объяснить подобного преступления. Еще более шокирует бессердечная жадность тех, кто делает деньги на преступлениях.

Его аудитория была поражена, узнав о дельцах, торгующих открытками с Джеффри Дамером и прочими безделушками с криминальной подоплекой. Как „нормальный“ человек может наживаться на таких кровожадных деяниях?

Здесь мы наталкиваемся на один из ключевых моментов: зло не только там, де пролита кровь. Зло - это поглощенное собой человеческое сердце. „Нет праведного, ни одного, - напоминает нам Писание, - уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови... они не знают пути мира. Нет страха Божия пред глазами их“ (Рим. 3: 10 - 18)

 

Чувство зла

 

Помимо факта зла, мы должны рассмотреть его эмоциональный аспект. Кто из нас может прочесть историю Сюзан Смит, не ужаснувшись мысли о матери, топящей своих детей? Здесь мы сталкиваемся с переживанием зла. К.С. Льюис в книге „Человек отменяется“ пространно объясняет, что у доброты и злобы есть соответствующие реальности, что это не просто физиологические условия. Некоторые вещи ужасают просто потому, что должны ужасать.

Но мы твердили целому поколению, что добро и зло не существует вне нашего разума, и потому наши эмоции не имеют с реальностью ничего общего. Говоря словами Льюиса, мы произвели поколение „людей с мозгами и желудками, но без сердца“.

На недавнем семинаре в Гонк-Конге один бизнесмен заявил, что все ценности вымышлены и не являются истиной в последней инстанции. Потом я спросил его в личной беседе, считает ли он какое-либо действие злым по сути. „Предположим, я возьму новорожденного младенца и начну разрубать его на части. Вы говорите, в этом нет ничего преступного или злого?“ К изумлению слушавших, он пожал плечами и сказал: „Возможно, это мне не понравится, но я не могу назвать его нравственным злом.“

Оставалось сказать только одно: „Однако в вашей философии нелепо то, что отрицая факт зла, вы не можете полностью стряхнуть с себя его чувство.“ Затем мы заговорили о том, как познать высшую реальность - ведь Бог явил Себя нам.

Выражаясь библейскими понятиями, всякое беззаконие должно вызывать чувство надлома как у преступника, так и у жертвы. Вот почему Давид после того, как согрешил сравнивает свое внутреннее состояние с состоянием человека со сломанными костями. „Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего... Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего...и Ты снял с меня вину греха моего.“ (Пс. 31: 3 - 5) Из этой трогательной молитвы становится ясно, почему Давид назван человеком по сердцу Богу.

Сегодня все большее число преступников не чувствует вины в совершенном преступлении. Потому, что общество отучило себя от чувства вины.

 

Лицо зла

 

Третья сторона зла - это его лицо. Бог никогда не описывает беззаконие как некую туманную идею и не приписывает его безымянной безликой массе. Зло всегда лично, и действующий беззаконно несет ответственность. Бог предупреждает: „Душа согрешающая да умрет.“ (Иезек. 18: 20)

В трех этих аспектах зла - факте, чувстве и лице - мы можем запросто увидеть, почему мир называет его тайной. В философии жизни, отбросившей объективные моральные критерии и потерявшей смысл существования, нет никакого факта. В философии жизни, отделившей эмоции от ценности, нет чувства. В философии жизни, не желающей признать личной ответственности и постоянно сваливающей вину на кого-то другого, нет лица. Зло без факта, без чувства и без лица будет тайной. Божье Слово не допускает подобного промаха. Тайна исчезает, когда мы смотрим на беззаконие так, как смотрит на него Бог, и когда мы смотрим на себя так, как смотрит на нас Бог. Зло реально. Чувства должны сообразовываться с реальностью. Когда имеешь дело с творящими зло, личная ответственность необходима.

 

Взгляд изнутри

 

У человека безграничная способность задавать вопросы о зле, которое находится вне его, но куда меньше его желание взглянуть на зло внутри него. Однажды я седел в офисе одного из крупнейших промышленных магнатов. Беседа вращалась вокруг вопроса, почему в мире так много зла, а Бог бездействует. Внезапно прервав разговор, один мой друг сказал: „Раз вопрос зла так вас волнует, хотелось бы знать, что вы сделали, чтобы побороть зло в себе?“ Говоривший покраснел и умолк.

Когда бы я ни доказывал существование Бога в университетских аудиториях, меня всегда спрашивают о проблеме зла в мире. И только однажды меня спросили, что сделать со злом в себе. Эта дихотомия подсказывает задаваемые Богом рамки проблемы.

В любой период времени злые умы, несомненно, находятся в действии: строчат современные версии „Майн Кампф“ или „Капитала“, строят планы завоевания новых миров и мести за старые обиды, колдуют над новыми технологиями, призванными сделать наши нынешние достижения неудовлетворительными и устаревшими. Какой-нибудь воротила кинобизнеса, вероятно, обсуждает сценарий, который развеет последнюю толику морали, еще оставшуюся в человеческом сердце. Возможно, где-нибудь разрабатывается новое оружие, способное поставить мир на колени. И тогда как сплетаются все эти возможности, никто не знает, какие новые болезни, трагедии или катастрофы ждут нас на пороге будущего столетия.

В то время как зло становится все более отвратительным и безжалостным, будущее приобретает все более страшный и отвратительный вид. Но для благовестия это может стать одним из наиболее важных моментов в истории, поскольку только весть о Христе может дать какую-то надежду, сверхъестественную надежду, на изменения в сердце и в жизни. „Ибо незнавшего греха Он сделал для жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом“ ( 2 Кор. 5:21)

Сей Христос пошел на крест, чтобы преобразить не только Дамеров и выжиг от преступности, но даже тех людей, чья самоправедность мешает им увидеть свою нужду. Не только блудный сын вдали от дома не заслуживал любви отца - Его старший брат виновен не меньше его.

те из нас, кто уже вернулся домой, могут теперь передать Христово приглашение тем, кто угнетен злом: „Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим.“ (Матф. 11: 28-29)

Ни один из ответов, основанных на секулярной психологии, не может даже объяснить болезни.

 

Из книги Райви Закарайаса „Избавить нас от зла“,

перевод Ю. Веселков

Hosted by uCoz