плывем...

куда ж нам плыть?..

(аспушкин)

А какое все это имеет отношение к теме нашего разговора? - вот в чем вопрос. И здесь же ответ, здесь же зарыта небезызвестная собака - в слове "отношение". Еще на заре человечества физик Энштейн, катясь в двуконном лимузине автомагистрали Вена-Балахна заметил, что сосны по сторонам дороги движутся относительно его в совершенно противоположном направлении и сделал смелый вывод что все, дескать, относительно.

С тех пор человечеству приходится мириться со своей относительностью, стеная и вопия к небу в поисках какого-либо Абсолюта. Некоторые довольствуются водкойАбсолют, иным этого мало, третьи бросают поиск, остаются

относительными до конца дней своих.

Ну а пока в мире господствует относительность, не мешало бы и нам выразить свое отношение к ней. На то нам, собственно, и дан разум, чтобы выражать эти отношения - к людям, к вещам, к идеям, к делам. Словом, весь наш микро- и макромир состоит из отношений, в которых порой так трудно разобраться. И вот великие умы, умы попроще и просто умишки кипят и плавятся над вышеназванной проблемой. И кажется, до сих пор безрезультатно - ведь признайтесь, наши отношения, с собой, с людьми, с природой и цивилизацией, оставляют желать лучшего. И чем сильнее кипят умы, тем больше лучшего оставляют они желать. Что же тут не так? Отнюдь не претендуя не величие ума, осмелюсь все-таки заметить, что отношения наши зависят прежде всего от нашего положения во времени и пространстве. И значит, если мы вдруг окажемся в идеальном, точно для нас отведенном положении, есть основание полагать, что и отношения .... станут идеальными. Идеальными? Значит вы верите в идеал, а чтотакое идеал, как не абсолютное Начало, как не Сам Бог. Если Идеал, то только один. И если все упирается в Него, то встреча с Ним неизбежна, и опять же, отношение к Нему, наш выбор, определит нашу судьбу. Вот я, " ИННАЧЕ", и решил выяснить отношения со всем, что меня окружает.

Прежде всего я определился в отношении моего Творца и присягнул на верность Ему? ? - журнал христианский и служу своему Создателю верой и правдой. По крайней мере, стараюсь ... Но чем больше живешь на свете, тем больше открываешь для себя всевозможных отношений. Вот и порешил я заняться исследованием этого загадочного мира. Ну и начал это, как и следовало ожидать, с отношений с самим собой.

Кстати, а как ты относишься к себе? Лично мне иногда просто противна моя внешность, а уж о внутренности и говорить не приходится - до чего много там всякого несовершенства. Вот так взял бы себя и пустил на бумагу для растопки! Но уж зато как любуюсь собой, когда меня хвалят? Встряхну листочками, блесну глянцем обложки - ну прямо павлин в зоопарке. Вот так и кидаюсь из крайности в крайность - то люблю себя, то ненавижу, короче - никакого порядка, один беспорядок. Так жить нельзя - решил я и ринулся на поиски решения. Очень уж хочется разузнать, как обрести мне мир с самим собой, как суметь простить себя за совершенные в прошлом ошибки, как найти и реализовать себя в этом сложном мире отношений...


 


ТЕРВЬЮ

 

с преподавателем Нижегородского Государственного Лингвистического Университета, профессором психологии

Василием Васильевичем Рыжовым.

"Я начал свою жизнь   С НУЛЯ"

 

И.: Василий Васильевич, начнем с того, как Вы относитесь к самому себе?

В.В.: Я отношусь к себе только в таком смысле, в каком относится ко мне Бог. Независимо от того, что я делаю, как ко мне относятся другие, я знаю, что отношение Бога ко мне неизменно и стабильно. Есть, так называемая, ловушка сатаны, в которую попадают некоторые люди, полагающие, что, если их плохо оценивают другие и они сами собою недовольны, то им не за что ценить себя. По-моему, это плохая ситуация в жизни. Оценивая себя, я следую за тем, что мне говорит Бог, а Он меня любит.

И.: А как Вы справляетесь со стрессовыми ситуациями?

В.В.: Справляюсь с ними, отнюдь, не теми способами, которые предусматривает научная психология, а как христианин, т.е. уповаю на Бога и черпаю в Нем силы, чтобы решать свои проблемы. А решая их, я прислушиваюсь, советует ли мне это воля Бога. Мне нет необходимости бороться со стрессами, потому что, если Бог предусматривает для меня какие-то дела, то Он предусматривает и силы, чтобы их разрешить. Поэтому стрессы, вообще говоря, в последнее время мне не свойственны.

И.: Наверняка у каждого человека когда-нибудь возникало желание изменить свою жизнь и начать прежде всего с самого себя. Но порой бывает сложно не то чтобы сделать, а даже осознать это. .Что Вы посоветуете в этой ситуации?

В.В.: Вопрос, который Вы задали, касается меня прямо, потому что я начал свою жизнь с нуля, чуть больше десяти лет назад. Я мог бы посоветовать человеку, который желает что-либо начать снова, принести плод покаяния перед Богом и начать новую жизнь в Боге. Это значит нужно понять: все, что ты делал до сих пор сам, своими силами - тщетно. И если мы признаем перед Богом, что мы Его изделие и целиком зависим от Его воли, что всю энергию черпаем от Него, не беря, а противясь этому и грехом закрываем возможность такой связи с Богом. Вот тогда человек, действительно. Приносит искренний плод покаяния, обращаясь к Господу. Только так возможно начало новой жизни при подлинном возрождении человека, как говорил Иисус в Евангелии от Иоанна: "Надобно Вам родиться свыше".

И.: По мнению психолога Николая Козлова, человек подобен матрешке. Скажите, а Ваши матрешки уживаются между собой?

В.В.: Я не согласен с этим психологом. У меня другое представление о человеке. Оно более соответствует тому, что говорит об этом Библия. В человеке три начала: тело, душа и дух. Они взаимосвязаны. Тело - это человек в измерении "человек - природа", душа - это человек в измерении "человек - другой человек", а дух - это тот же человек, взятый в измерении "человек - Бог". Самое главное в человеке - это его дух. Кроме этого в человеке могут существовать и другие формы: воображение о себе, образы себя самого. В каждом из нас есть место и палачу, и любящему других людей. И мы видим в себе много дурного и хорошего. Каждое из наших зол или каждое наше добро можно представить в виде какого-то "я", которое живет в нас. Я думаю, что эти "я", словами знаменитого итальянского психолога Соджиоли, "многие инстанции человека уживаются благодаря общему началу - духу человеческому. Что касается меня, во мне они уживаются благодаря тому, что я не совсем принадлежу себе. Я стараюсь рассматривать себя как часть всего сотворенного Богом.

И.: Как по Вашему, можно ли вообще доверять людям? И если можно, то кому надежнее?

В.В.: Священное Писание говорит: "Проклят всяк, надеющийся на человека." Означают ли эти слова, что людям нельзя доверять? Нет, потому что одновременно с этим мы читаем в Библии, что Господь заповедовал нам любить врагов наших, а это значит, что людям надо в принципе доверять. Во всяком случае надо каждому человеку прощать его слабости, поскольку сами таковы же.

Во вторых, каждого надо видеть как образ и подобие Божье. Можно доверять вот этой его сути, т.к. мы надеемся на Господа, а не на человека.

Жизненное кредо: Найти, обрести путь, почву, Родину, истину и жить на этой почве.

 

Интервью взяла Галина Львова.

 

Hosted by uCoz